Доска имеет крестообразную форму и разделена на пять полей - четыре по сторонам света, пятое - срединное. Так же они и называются: "formen" - север, "romen" -
восток, "hyarmen" - юг и "numen" - запад. Срединное поле и зовется срединным.
Каждое из полей в свою очередь разделено на четыре малых поля, поименованных буквами тэнгвар (см. ниже). Каждое из малых полей - на четыре безымянных поля.
Имена малых полей, как вы уже догадались, обладают символьным значением, с помощью которого иногда получали нечто вроде гаданий и прорицаний. В наших шахматах такого нет, это больше похоже на карты, причем ели бы гадание было сопряжено с игрой.
Если я все правильно поняла, что символикой наделены и большие поля.
Formen, север, содержит знаки "anga" - железо, "ando" - врата, "ngwalme" - страдание и "harma" - сокровище. Эти знаки символизируют испытания, которым подвергаются душа и тело в мире: битвы, препятствия, страдания и искушения.Numen, запад, - символы этого поля относятся к тому, что мы назвали бы духовными ценностями и дарами. "Vala" - сила, "anna" - дар, "silme" - звездный свет и "wilya" - ветер или небо. Срединное поле посвящено символам, обозначающим внутренний мир, личность человека или эльфа. "Ore" - сердце или внутренний ум, "esse" - имя, "thule" - дух и "umbar" - судьба.Поле romen, восток, обозначает ценности познавательные и интеллектуальные. "Lambe" - язык, "parma" - книга,
"noldo" - думаю, имеется в виду не столько именно нолдо, сколько мудрец вообще,
и quesse - перо, шире - письменная речь.И, наконец, hyarmen, юг, посвящен символике земных стихий. "Tinko" - металл, "alda" - дерево, "arda" - земля" и "ure" - огонь, или жар.
Таким образом, ходы в этой партии обозначают в том числе и духовный поиск, и какие-то события в жизни.
У каждого игрока шесть фигур. Это (в порядке расстановки): mindon - башня, vala - вала, или сила, istar - маг, aran - король, roсhir - всадник, nerwen - дева. Цель игры - взять башню противника. Башня - неподвижная фигура, но в ее окрестности другие фигуры получают преимущество. Вала - самая сильная фигура. Маг, король, всадник и дева различаются по силе и дальности хода. Одна фигура может защищать другую, как в шахматах. Если в ходе игры всадник пройдет все пять больших полей, он становится королем. Фигуры обычно белые и черные, но не всегда - главное, чтобы оба комплекта фигур различались по цвету. В Белерианде обычно рохира и нэрвен изображали с мечом и называли рыцарем и воительницей, часто с мечом изображался и истар, и очень редко - король.
Игра состоит из двух частей. Первая - это расстановка фигур. Игроки по очереди выставляют на доску свои фигуры, начиная с башни. Считается, что преимущество имеет тот, кто играет черными фигурами и начинает расстановку вторым. Вторая часть - собственно игра.
а вот так выглядит доска: